О термине “легкоходство” и что с ним не так

Конкретные советы о том как собрать легкий рюкзак, как и на чем надо экономить вес у меня собраны в отдельной статье. А тут больше мыслей, о термине “легкоходство” и что с ним не так.

Что такое легкохоходство?

  • по мнению людей, называющих себя “легкоходами” – прогрессивное течение в туризме позволяющее ходить с маленьким весом за спиной. В Википедии подробней.
  • по моему мнению  – модное слово от маркетинга, призванное купить снарягу, до того, как испортилась старая.

Термин придумали в США. (Там много маркетологов ) Там всё работало. В стране, которая почти вся находится южнее Сочи, спокойно можно ночевать под тентом из пленки. Американские статьи перевели на русский, понаплодили 100500 форумов, сайтов, групп в ВК, где люди стали восторгаться легкими самосшивными рюкзачками, тонкими спальничками и фотками ночевки в гамаке.

Всё это классно, но будто бы до того никто за весом не следил. Точно так же еще в СССР охотились за годными материалами, считали в 80е удачей раздобыть вместо брезентовой “польскую” палатку (из полиэстера, похожую на современную) и обменивались выкройками анораков. Альпинисты и горные туристы прекрасно понимали цену лишних грамм. В каждом нормальном отчете по походу указывался вес используемой экипировки. Просто раньше это называлось не легкоходством, а “разумным подходом к снаряжению”. Без понтов.

Разумный подход к снаряжению предполагает, что идя по Крыму можно спать под тентом (если вас не пугают клещи и комары), а по Кавказу в межсезонье или Камчатке, вам надо палатку с  сотней дуг толщиной в руку. Да, она тяжелей тентика, но иначе укрытия у вас не будет вообще.

Интересно посмотреть на легкохода под тентиком на Камачатке на ветру, прогибающем стенки палатки и 9мм дуги вторые сутки подряд. Еще когда идет дождеснег горизонтальный. Наверное потому я их там и не видел. Естественный отбор! А вот в мае в Крыму я встречал классического легкохода. Он сам себя и называл так. В кросовочках, в тонюсеньких штанцах и ветровочке от мороси и с тентиком для сна. Он действительно шел длинный маршрут и был вполне себе бодр. Но очень обрадовался, когда я предложил ему чаю – у этого человека не было ни одной железной посудины, чтобы сделать его себе самому.

Ну назвали понятие “экономия веса снаряжения” по-другому, кому от этого плохо? Лекоходство стало модным. Некоторые товарищи стали противопоставлять себя “традиционным” туристам, которые якобы за весом не следят.

Видимо идея заставить человека купить что-то, что у него уже есть до того как оно испортится, очень понравилось маркетологам производителям и продавцам снаряжения. А “легкоходная” снаряга ведь из тонких тканей сделана, значит протрется и порвется быстрей, значит он будет заходить в магазин и тратит деньги чаще! Как заставить человека купить ненадёжную вещь, да еще когда у него уже есть аналогичная работоспособная? Убедить его, что старая хуже. Например тяжелей. А вес ведь очень важен, потому и бери полегче!

Конечно вес важен во многих случаях:

  • рогейны, мультиспортивные гонки;
  • длительные автономные походы;
  • сложные альпинистские восхождения с ночевками.

Но когда жертвы маркетинга покупают палатку Big Agnes за 40-50 тыс руб, когда путешествуют на машине и ходят в несложные ПВД это уже маразм. Она протрется в разы быстрей более дешевых изделий из более толстой (т.е. дешевой, но тяжёлой) ткани. Как правило у такой палатки больше велик риск сломаться под телом пьяного участника турслета, чем сэкономить владельцу силы на переходе.

В длинных походах важно полноценно отдыхать, восстанавливать свои силы и иметь надежное снаряжение. В регионах со сложными погодными условиями не рекомендую экономить вес на следующих вещах:

  • Спальник. Если вы почитали много букв про паробарьер, о том, что можно спать во сей одежде, завернувшись по полиэтилен и спасодеяло – оставьте эти знания для мультигонок. В походе важно восстановить свои силы, иметь их запас на случай ЧП и не заболеть в середине маршрута. Люди, мерзнующие каждую ночь страдают сильно больше тех, кто взял спальник с запасом по температуре, хоть даже и на полкило больше. Вес спальника надо уменьшать за счет подбора нужной вам длины.
  • Палатки. На групповом снаряжении, особенно, если у вас 8-10 и более человек, много сэкономить веса не выйдет. Так почему бы не взять палатку, с большим количеством дуг, в которой можно будет отсидеться в шторм, переночевать в сухости и без мыслей: “Домик Элли раздавил ведьму Гингемы, а моя палатка так сможет?”
  • Рюкзак. Важнее в рюкзаке не вес, а его подвесная система (спина). Именно она поможет вам чувствовать себя хорошо под грузом. Если вы не самый аккуратный человек, будете снимать рюкзак на острые камни на ледниках, будете продираться сквозь ветки, собираетесь таскать вещи на переправе, не надо покупать рюкзак из тонюсенькой легкой силиконки. Рискуете превратить поход в кружок кройки и шитья, ремонтировать рюкзак и сходить раньше с маршрута.

Часть с табличками

Как я выше уже упомянал, люди, ходящие в длительные, автономные, горные походы (обычно аккумулирующиеся в клубах спортивного туризма) понимали значение веса снаряжения и тихо мирно вели таблички в Exel для её учета и оптимизации перед каждым походом. Маршрутно-квалификационные комиссии смотрели пункты о весе снаряжения в каждой маршутной книжке выпускавшейся группы и никто не думал, что это что-то особенное. С появлением интернетов появилось много людей, которые:

  • впервые ознакомились с идеей о том, что свою снарягу надо взвешивать именно на легкоходных форумах сайтах;
  • читали переведенные западные статьи, где по ряду причин принято ходить не большими группами по 6-12 человек как в СССР/РФ, а по одному-вдвоем;
  • до того с нормальными группами и руководителями не ходили.

По-видимому отсюда возникла идея, что ходить соло или вдвоем по весу легче, чем в группе. Разберемся так ли это.

Ниже приведены таблички с различными вариантами комплектования групп участниками и снаряжением. Вариаций конечно больше. Я указал некоторые, интересные мне, часто встречающиеся вокруг меня случаи. Вы можете сами сделать свою табличку и сравнить варианты, возможные лично у вас .

Вес снаряжения я указывал по фактически имеющимся цифрам на сайтах продавцов или по весам у меня дома. Возможно вы найдете слегка более легкие/тежелые котелки или ложки, но сильно погоды это не поменяет. В таблице вес пустого баллона 450 гр 215 гр, а 250 граммового 115 грамм.

В таблице сравниваются легкоходы одиночки, двойки и традиционные большие группы в 10 человек.

Легкоход одиночка. Обходится горелкой и одним котелком. Сначала в нем готовит еду, ест, потом моет и заваривает чай. К походу он готовится основательно, и в баллонах газа, которые он берет с собой, всегда нужное количество газа. Не больше и не меньше.

Легкоход одиночка с Jet Boil. В комплект к этой горелке идет пластиковая миска, в которой он заваривает сублиматы, а из железной кастрюльки Jet Boil пьёт чай. Газа у него на диво тоже всегда нужное количество.

Легкоходы не самые упоротые. Горелка не самая легкая, но надежная. Ветрозащитного экрана у них нет, рассчитывают на поиск тихого места или стенку из коврика для сна. Газ они взяли так, что надо экономить будет, большая часть еды у них – завариваемые кипятком сублиматы. Есть они будут из одного котелка, даже одновременно – у них две ложки. Они очень везучи – если им надо взять не полный баллон газа, он обязательно находится у них в шкафу с нужным количеством газа. Или они стравливают лишний газ, так что всегда берут ровно столько, сколько им надо.

Легкоходы с Jet Boil решили купить моднявую горелку и сократить расход газа. Только их рацион теперь состоит целиком из сублиматов, которые один заваривает своей миске, а другой в миске, что идет в комплекте к горелке. Потом из них же они пьют чай. Везучесть с газом у них такая же как и у их коллег с обычной горелкой.

Комортные традиционщики взяли и половник и щетку для мытья групповых канов и прочие кухонные прибамбасы. На личной посуде не экономили и она у них потяжелей. Есть даже канистра для воды, чтобы не бегать лишний раз к источнику. В общем про комфорт не забывали. Но взяли мультитопливную горелку, бензин  и один из канов на 5 литров с теплообменником за счет чего выиграли в весе. Топлива у них для групповой готовки много – можно не экономить на чае.

“Суровые” традиционщики из групповой посуды обошлись половником и  ножом. Котелок и ложкой отскрести можно. Правда ложки у них пластиковые.. ну песочком потрут. Бензина у них не очень много. Чая будет лимитирован, но вечером две кастрюльки можно будет сделать. Еда из быстроваримых круп, но не сублиматы.

Выводы:

  • Одиночкой быть тяжело, всегда выгодно брать напарника. Jet Boil одиночке вреден – обойдитесь кружкой и обычной горелкой.
  • Джетбоил на короткий выход брать не надо даже если вы пара.
  • На выходных: Если у вас не гонка на время, а прогулка для удовольствия – приятней пойти компанией. Перевес 130 грамм…. Если вы бежите маршбросок, конечно вес важен. Напарник сократит вес еще больше.
  • На недельный поход. Легче быть легкоходом с Джетбоилом и напарником. Но если пойти с группой, каша может быть не только и сублиматов! За такие прелести жизни придется нести аж на 86 грамм больше.
  • В длинном походе ситуация похожа. Одиночкой быть грустно совсем. С Джетбоилом и напарником хорошо, но за 12 дней быстрозавариваемые сушености и сублиматы встанут поперек горла. За перевес аж в 53 грамма кажется можно потерпеть лишних людишек, которые смогут кормить тебя нормальной едой 🙂 Если двойке с Джетбоилом брать не 30, 35 гр газа, то им придется нести 835 гр и снаряжение большой группы станет легче.

Конечно в расчетах приведены некие условности. Например обычно всё-таки лишний газ из баллонов не стравливают. Джетбоил на пару купить обычно дороже, чем присоединится к группе с бензиновой горелкой и радиаторной кастрюлей. Можно найти другую посуду и другое количество участников похода.