Горелки для походов

Разбираемся в основных видах горелок, понять что для чего и что нужно именно вам.

Оглавление:

Горелки по используемому топливу:

Бывают газовыми, бензиновыми (жидкотопливными) и мультитопливными (работают на газу и жидком топливе).

Плюсы газовых:

  • дешевые горелки;
  • легкие горелки;
  • просты в использовании. Новичку понятно всё с первого раза;
  • плавная регулировка мощности.

Минусы газовых:

  • дорогое топливо;
  • перевозить в самолёте нельзя, нужный тип баллонов может отсутствовать на месте
  • дискретность баллонов. Постоянно есть незакончившийся баллон, который даёт уже маленькую мощность, но выкинуть жалко. А если нужно взять с собой только полбаллона, то купите всё-равно целый;
  • Металлические баллоны сами по себе много весят, выкинуть в природе их нельзя. Даже пустые баллоны придётся нести до цивилизации. (Вес большого баллона с 450 граммами газа 665 грамм, т.е 215 грамм весит железка);
  • на холоде газ даёт маленькую мощность. Его надо греть. “Зимний газ” найти сложно, стоит дорого, а работает не сильно лучше “летнего”.

Плюсы бензиновых:

  • дешевое топливо. За лето активных походов бензиновая горелка окупится;
  • топливо можно купить хоть на любой заправке;
  • топлива можно взять столько, сколько надо;
  • бензин разливается в обычные пластиковые бутылки. Они легкие. пластиковая бутылка 1.5 литра весит примерно 42 грамма. Пустые бутылки можно смять для компактности и донести до мусорки. Ну или сжечь на худой конец;
  • бензин горит хорошо до минус 40 градусов.

Минусы бензиновых:

  • дорогая горелка;
  • тяжелая горелка;
  • сложные, надо уметь разжигать и чистить;
  • на маленькой мощности начинают фыркать или гаснуть.

Вывод: Газовые горелки лучше всего подойдут для не продолжительных походов в маленькой компании летом. В длительном путешествии большой группой бензиновая горелка выиграет по весу за счет веса тары топлива. Но если вы редко ходите в такие походы то покупка бензиновой или мультитопливной горелки может показаться излишней тратой денег. Зимой в любой группе и любой продолжительности похода следует взять бензиновую горелку.

Мультитопливные горелки работают на обоих видах топлива, но обычно сконструированы так, что лучше работают на бензине.

Спиртовые горелки

Могут вскипятить максимум кружку, очень маломощны. При положительных температурах близких к нулю, вообще с трудом пыхает. Их нельзя выключить до израсходования топлива. В них опасно долевать спирт – вы не видите погас ли огонёк внутри. Если не погас, и вы дольёте, бутылка со спиртом загорится у вас в руках. Откуда брать спирт – не ясно. Но можно сделать самому из консервных банок.

Конструкция горелок. Со шлангом и без.

Со шлангом

Канистра с топливом соединяется с самой горелкой с помощью шланга.

Мультитопливная горелка Kovea KB-0603 Booster +1 - купить по выгодным ценам в интернет-магазине OZON
Мультитопливная Kovea KB-0603 Booster +1. Моя горелка, на момент написания статьи я её пользуюсь 13 лет. Заменил несколько частей профилактически. Можно купить более дешевый аналог.
Популярная модель газовой горелки
Горелка MSR Dragonfly только под бензин. Отзыв у Леопарда Фила

Плюсы шланговых горелок:

  • устойчивы. Можно надежно поставить большой котелок
  • Канистру с топливом удобно согревать, поливая горячей водой (в случае с газом) или наоборот держать подальше от жара (в случае с бензином).
  • при наличии переходников расширяется диапазон используемых газовых баллонов

Минусы шланговых горелок:

  • вес
  • объём

Без шланга, моноблочные конструкции

Канистра с топливом соединяется с самой горелкой напрямую.

Классика газовых горелок. Такие горелки могут быть совсем маленькими, помещаться в ладонь.
Бензиновая горелка фирмы Coleman. Работает только на очищенном бензине.
Kovea TKB-9901. Горелка под цанговый баллон

Плюсы моноблочных горелок:

  • вес
  • объём

Минусы моноблочных горелок:

  • не устойчивы с большим котелком;
  • греть баллон с газом сложно;
  • использование переходников на другие баллоны возможно иногда, но похоже на извращение.

Вывод: Моноблочные горелки для групп до 4 человек. Шланговые – для более больших групп.

Виды газовых баллонов

Баллон с цанговым соединением (“дихлофосный”) Баллон с резьбовым соединением Баллон с соединением Easy Clic фирмы Campingaz Баллон прокалываемый фирмы Campingaz


Основные виды в России – цанговые и резьбовые. Campingaz распространён в Европе.

С цангового на резьбовой и обратно есть переходники. Campingaz живёт своей особой жизнью. Прокалываемый вообще нельзя отсоединять без безвозвратной потери газа.

Цанговые баллоны дешевле резьбовых. Но газ там под более слабым давлением и мощность у таких горелок очень мала. Кипятить на них большой котелок – мучение. Еще у них дурацкая крышка, которая постоянно слетая в рюкзаке, вещи нажимают на клапан и газ стравливается во время переноски. Если вас заставила жизнь использовать эти баллоны, закрепите крышку баллона скотчем перед упаковкой в рюкзак.

Резьбовые газовые баллоны дорогие. Перезаправлять их нельзя по соображениям безопастности, но все перезаправляют. Учтите это, когда получаете баллоны не из магазина.

Переходники с одного стандарта на другой

Kovea Cobra Adapter KA-0103. Сверху накручиваем моноблочную горелку, задуманную под резьбовой баллон, а справа прикручиваем дихлофосный (цанговый баллон). Очень редкий переходник.

 

Kovea Adapter KA-9504. Размером со спичечный коробок. Рекомендую иметь к каждой шланговой горелке. Накручиваем его на горелку (к её шлангу). а затем вставляем дихлофосный баллон.
такой же но цветной и металлический переходник дороже, тяжелей, но с клапаном. Его можно накрутить на баллон, а потом на горелку. Накрученный на баллон переходник не стравливает газ.

Виды жидкого топлива

Обычный бензин с заправки

Дешев, воняет, быстро загрязняет горелку. Лучше выбирать с октнатовым числом поменьше – в нём меньше присадок, загрязняющих горелку. В странах третьего мира может быть быть очень плохим и при этом единственным видом топливо вообще.

Учтите, что давление струи бензина из заправочного пистолета очень большое. Если наливаете прямо в бутылку 1-1,5 литра нажимайте на пистолет подачи топлива аккуратно и готовьтесь оказаться обрызганным. Лучше наливать сначала в пятилитровую канистру.

Бензин “Галоша”. Он же “Нефрас”

Подороже обычного раза в три, но всё равно в разы дешевле газа. Покупается в любом хозяйственном магазине в отделе лаков и красок. По качеству отличается у разных производителей, но на глаз не отличишь.  Если повезет может вообще не придется чистить горелку за поход, ну или дней через 5. Не воняет.

Специальное жидкое топливо для горелок из outdoor магазинов

Стоит чуть ли не как газ, а по сути является смесью нефрасов.

Солярка, Уайт Спирит и другие извращения

Некоторые производители, например MSR пишут, что некоторые их горелки можно запускать на солярке. С MSR не пробовал, мою KoveaBooster+1 не получилось развести на солярке на обычной форсунке.

Уайт Спирит пробовал, почти как Нефрас, но коптит побольше.

Повышаем КПД системы приготовления пищи

Общие данные по расходу топлива

При готовке на обычной посуде при наличии жидкой воды следует исходить 50 грамм газа или бензина на человека в день. Это горячий завтрак и ужин, а обед только с чаем и заварным супом. 50 грамм газа примерно равно 70 миллилитрам бензина.

При готовке из снега увеличьте эту цифру в два раза.

При использовании посуды с радиатором (теплообменником) уменьшите расход на 30%. Т.е. при готовке из воды можно считать расход 35 грамм на человека в день. Если готовите из завариваемых кипятком круп, можно уложиться и в 30 грамм, но это надо стараться. 40 грамм – это уже побаловаться чайком безлимитно. 45 грамм – ну можно и девушкам дать голову помыть!

Разберемся поподробней, как экономить топливо и время на готовку.

Диаметр пламени

Часто у людей нету специальной посуды для горелок и они вынуждены готовить на горелке в овальном кане. Если кан узкий, а корона пламени широкая, часть пламени горелки не упирается в дно котелка, а улетает вдоль его стенок. Это может привести к тому, что вы сожгете тонну топлива впустую. Подбирайте котелок по пламя, на худой конец уменьшите напор топлива, чтобы пламя целиком оказалось под котелком.

Котелки с радиатором (теплообменником)

Основной способ экономии топлива и времени при готовке. Продвинула идею в массы фирма JetBoil, выпустив вполне себе обычную горелку в комплекте с необычным котелком, на дне которого наварили теплообменник.

Идея оказалась мегаудачной и с тех пор подобные системы делают все подряд, а название JetBoil стало нарицательным. Капитан очевидность говорит нам, что можно взять свою старую горелку и купить к ней котелок с теплообменником.

Если вы путешествуете группой человека в три-четыре, то покупаете себе котелок 1,5 литра или один из аналогов JetBoil и радуетесь. Рекомендую модель FastBoil от Сплава. Туда внутрь помещается баллон. Почему-то оригинальный Jetboil в этом плане спроектирован глупо. 

Если группа больше, то начинаются проблемы. В широкой продажи есть котелки в 2,1 литра, в том же Сплаве. Автор статьи скупал посусекам котелки в 3 литра и даже 5 литров от Primus и JetBoil, но их сейчас не производят, так как на западе не ходят большими группами, и им не надо такое.

Так что придётся кипятить маленькими порциями. Советую присмотреться к горелке Blaze от Сплава. Ссылка на мой обзор. Это шланговая устойчивая горелка очень удобно совместимая с родными радиаторными котелками 1,5л, при этом её удобно использовать и с другими котелками.

Отдельная статья по туристической посуде.

Ветрозащита и крышка

У никоторых горелок есть “встроенная ветрозащита”. Она просто не даёт ветру задуть пламя. Рекомендую в любом случае использовать отдельный ветрозащитный экран. Он сохраняет тепло вокруг котелка, даже когда ветра нет. Удобнее экран из жестких металлических секций, а не из гнущейся фольги.

Крышка, как показали эксперименты с объективными методами контроля, играет роль, только если ветер прям сильный и дует на воду. Т.е. если вы готовите в тамбуре палатки на том же Джетбоиле, где площадь соприкосновения воды с холодным воздухом маленькая, то можно на крышку забить. Если у вас большая плоская кастрюля, да еще на ветру – крышку лучше положить.

Греем баллон

На газу, при температурах 0 и ниже, начинаются пляски с бубном. Газ надо греть.

  1. Ночью в спальнике, чтобы утром было на чем готовить
  2. Во время готовки давление в баллоне падает, температура тоже. Можно поливать баллон горячей водой из котелка  или держать его руками, что не приятно. Экстремалы кладут баллон прям в котелок с водой, греющейся на той же горелке. Для этого нужен длинный шланг.

Использование. Включение, регулировка.

С газовой горелкой всё просто. Каждый, кто хоть раз включал домашнюю газовую плиту, справится.

Нюансы пьезоподжига:

  • есть только на газовых горелках. Бензин он не подожжет, а сам сгорит в их пламени;
  • есть не на всех моделях газовых горелок;
  • часто ломается просто так;
  • не работает на высоте.

Вывод: отдельная зажигалка в мешочке с горелкой обязательна. Выше 2000 метров с колесиком. Или ферроцериевый стержень.

С бензиновой горелкой всё сложнее. Вот видео на моем канале, о том, как пользоваться такой горелкой.

А вот о том, как чистить такую горелку:

Примерный алгоритм выбора:

  1. Будем готовить на морозе – выбираем жидкотопливную горелку. Только летом – газ.
  2. Собираетесь ставить большую посуду – горелки с шлангом.
  3. Примерьте в магазине как горелка будет сочетаться с вашей посудой. Маленькие кружки могут проваливаться между ножек. Или корона пламени будет шире диаметра дна. Или котелок будет неустойчивым.
  4. Посмотрите на заявленную мощность горелок. Советую брать более 3000Вт для групповой готовки. Максимальная известная мне мощность у горелки Blaze от Сплава 3800Вт.
  5. Если вам важен вес горелки, учитывайте, что вес JetBoil и аналогов включает в себя вес кастрюльки. Легче обычная горелка и обычная кружка, но газа уйдет больше. Смоделируйте вашу ситуацию, часто JetBoil проигрывает по весу.
  6. Наличие пьезоподжига не важно. Он всё равно сломается рано или поздно.