Инструкция по настройке Garmin

О том, как настроить навигатор Garmin на примере Etrex 30x. Инструкция подойдет ко всем навигаторам Garmin туристической серии. Если вы хотите узнать о том, как вообще работают навигаторы, и как его выбрать под ваши цели, смотрите мою отдельную статью. Чтобы узнать как работать с треками и Garmin читайте отдельные статьи про это (до похода, во время и как обрабатывать их после). О том, откуда скачать карты для Garmin статья тут.

Настоящую статью можете даже не читать, а просто сделать у себя также как на фотографиях 🙂

Первый пункт меню настроек – Система

   

  • Спутниковая система: GPS/GPS+Глонасс/Демо режим. Не наводит ни на какую мысль то, что только Глонасс включить нельзя? Так вот его там и нету. В инструкции об этом ничего не сказано. Можете смеха ради взять в одну руку  Garmin, а в другую смартфон с Глонассом, открыть экран отображения спутников и попытаться найти похожие. Это просто эмуляция, так что что вы поставите GPS или GPS+GLONASS не важно. Демо режим – это когда сама антенна GPS выключена, не потребляет батарейку, а устройство включено. Если навигатор долго не может айти спутники (в квартире), то он спросит у вас: “Продолжать искать спутники?” Если ответите “нет”, режим переключится на “демо”.
  • WAAS: вкл/выкл. Включенная функция позволяет навигатору быстрее находить спутники и определять точнее местоположение. Вроде как на территории Северной Америки и Европы, но хлеба не просит, пусть работает.
  • Язык: переключает язык меню. Не карты.
  • Тип батареи: Щелочная/Литиевая/NIMH аккумулятор. Выбор должен соответствовать тому элементу питания, что вы поставили. Иначе отображение уровня заряда будет не верным. Щелочная – это батарейки обычные. Литиевая – это дорогущие порядка 200 руб/штука элементы, долго держащие высокий вольтаж, NIMH аккумулятор – выбор тех, кто не хочет загрязнять планету батарейками и экономит деньги. Подробнее об аккумуляторы у меня тут.
  • Режим USB: Накопитель/Garmin. Если вы хотите, чтобы навигатор при подключении к компьютеру определялся как флешка, то ставите “Накопитель”. В этом режиме на экране навигатора появится символ USB и всё – пользоваться прибором как навигатором не выйдет. Если вы хотите, чтобы он питался от USB и при этом ловил спутники, показывал вам карту и прочее – выбираете “Garmin”.

Экран

   

  • Таймаут подсветки: 15с/30с/1 мин/2 мин. Выбираете минимальный -15 секунд. Подсветка жрет энергию.
  • Экономия питания: вкл/откл. Пусть экономит. Правда честно не знаю в ущерб чему он это делает. В инструкции об этом ничего нет. Сам я всегда хожу с включенной опцией.
  • Цвета: тут можно выбрать цветовые схемы, которые будут применяться до или после захода солнца. Можно выбрать одну и сказать, чтобы прибор её не менял автоматически. Я хожу с теми цветами, что по умолчанию. Смена цветов позволила мне сейчас сделать более читаемые фотографии для этой статьи.
  • Создание снимков экранавкл/откл. При включенной функции можно будет нажать кнопку питания и прибор сохранит в память скриншот, который можно будет открыть с компьютера. Как вы наверное поняли по ужасным снимкам в этой статье, работает эта функция только на карту, на меню не распространяется. Имхо достаточно бесполезная фича. Разве что хвалится, после вползания на какой-нибудь пупырь, тем какую прибор показывал высоту.

Тоны

   

Настройка звуков вашего прибора. Кажется любой, кто осваивал смену звука на телефоне тут разберется. И да, для тех у кого стоит звук сигналов клавиш,  – для вас в аду есть специальный котел (это не только навигаторов касается).

Карта

   

  • Ориентация: Север сверху/по треку/автомобильный режим. Ориетация вашей карты. Выбираете показывать север всегда сверху или вращать карту по движению (в этом случае на экране будет нарисована стрелочка, показывающая на север). Автомобильный режим – для извращенцев, желающих попробовать туристический Garmin в качестве автомобильного навигатора (ориентация карты по ходу движения, но плавно показывет повороты,  угол обзора карты под углом)
  • Навигационные сообщения никогда/при навигации/всегда. В Гармине вежливый голос девушки “через 300 метров поверните направо” заменен мерзким писком и соответствующим сообщением на экране.
  • Поля данных:Тут вы можете настроить размер, количество и тип окошечек с информацией, которые будут занимать место на и так небольшом экране на карте. Я поставил 2 маленьких поля – отображение высоты над уровнем моря и расстояние до пункта назначения. 
  • Доп.настройки карты: Тут большое подменю

Автомасштаб: вкл/выкл. Включенная функция позволяет прибору самому решать на каком масштабе вам удобно сейчас смотреть карту. Потом регулировать самому никто не мешает.

Уровни отображения: выбираете на каком масштабе будут видны разные типы объектов.

Размер текста: выбираете размер подписей для разных типов объектов.

Сведения: Выбираете детализацию карты. Меньшая детализация меньше загружает прибор, и он быстрее прокручивает карту, но вдруг пропустите что важное?

Тени рельефа: Включенная функция отображает “тени от рельефа”, если такая информация есть в карте. В тех картах, что я использую, её нет, да и не надо, т.к. накладываемые горизонтали информативней.

  • Сведения о карте: Открывает  список установленных или просто записанных на флеш-карту карт. Выбрав какую-то карту можете включить или наоборот отключить её отображение.

Треки

   

  • Путевой журнал: не записывать/записывать и не показывать/записывать и показывать. С “не записывать” всё ясно – трек просто не пишется. “Записывать и не показывать” – трек пишется сохраняется в памяти, но на карте не рисуется. Для тех кого треки интересовать будут только дома – для анализа похода. “записывать и показывать” – самый удобный вариант на мой взгляд. Трек отображается на карте и сохраняется в память.
  • Метод записи: Авто/расстояние/время. Выбирайте в зависимости от чего будут проставляться точки трека –  Можно оставить “авто” – прибор все решит за вас сам, а можно выставить зависимость от времени или расстояния.
  • Интервал: Этот пункт зависит от того что вы выбрали в предыдущем пункте. Если выбрано “Авто”, то тут будут гуманитарные понятия “Чаще всего”, “Чаще”, “Нормальный”, “Менее часто”, “Наиболее редко”. Если в предыдущем пункте выбрано “расстояние” или “время”, то здесь прибор предложит ввести расстояние или время через которые ставить точку трека. UPD: Я рекомендую ставить запись “точка раз в 10 метров”. Так навигатор не рисует диких кракозябр на карте во время ваших остановок и привалов.
  • Автоархивация: При заполнении/Ежедневно/Еженедельно. Этот пункт важен, так как его не правильная настройка часто является причиной отказа работы с треками у пользователя. “При заполнении” – при выборе этого пункта  трек сохраняется в папку /Garmin/GPX/Arсhive/ при переполнении оперативной памяти. Когда это произойдет, с какой периодичностью это будет происходить, неизвестно никому. Зависит от настроек частоты использования навигатора и т.д. Так что вы рискуете найти в одном файле сборную солянку с ваших пяти походов по разным областям РФ, а в другом трек Московского маршброска вместе с поездкой на электричке туда. Короче этот пункт нужен тем, кто треки использовать не собирается вообще. “Ежедневно” – треки будут архивироваться каждый день. Названия файла будет соответствовать дате когда писался трек. Очень удобно. “Еженедельно” – тоже самое, но еженедельно, опять не удобно как по мне. Подробнее о работе с треками я рассказал в этих статьях: треки до похода, во время и как обрабатывать их после.

Сброс

   

  • Сбросить поездку – обнуляет данные путевого компьютера. Возможно интересно сбросить эти данные в начале путешествия.
  • Удалить все маршрутные точки и очистить текущий трек – нужно для очистки памяти.  Если вы сохраняете треки на компьютер, убирая их при этом с прибора,то память у вас не заполнится никогда.
  • Cбр. трек и поездку – объединяет очищение данных поездки и удаления трека. Точки обещает не трогать.
  • Сброс всех настроек – очистить память или вернутся к заводским настройкам.

Последовательность страниц

На навигаторе типа Etrex 30x экраны переключаются по кругу нажатием одной кнопки “back”. Это удобно, если настроить отображение самых нужных вам экранов.

На фотографиях вы видите последовательность экранов у меня.

Единицы (измерения)

    

Все предельно просто. Выбираем единицы измерений для отображения в навигаторе. Расскажу лишь о нескольких пунктах.

Расстояние/скорость: Морск(ммиль,каб,фут)/Морск. (ммиль, каб, метры)/Американские/Метрические/Ярды. Американские и Ярды – понятное дело для извращенцев. Морские мили с указанием футов – для тех, кто взял на абордаж британский или американский корабль и пользуется трофейными картами. Морские мили с метрами – расово-верный вариант для моряков. Метрические – для большинства пользователей.

Температура воздуха – сам навигатор вам температуру не покажет. Garmin продает беспроводные датчики для некоторых своих приборов. Можно купить такой датчик и в этом меню настроить отображение формата данных.

Давление – в Etrex 30 есть барометр, и вы можете просматривать график давления, пробуя предсказать, например, предстоящую непогоду.

Время

   

С форматом времени всё ясно – надеюсь вы поставите “24 часа”, ибо столько часов в сутках на той планете на которой вы пользуетесь GPS.

Часовой пояс – можете выбрать часовой пояс по одному из многихвсписке городов (ни каких вам UTM+/-* Гармин не предлагает). Или поставить”автоматически“. Тут надо только понимать, что приборы Гармин по умолчанию с интернетом не связываются и не знают всех новейших постановлений правительств стран мира о переводе какой-то страны или её части в другой часовой пояс. Выход один – чаще обновлять прошивку.

Формат координат

   

Про разные форматы координат, и почему лучше выбрать именно формат “градусы, доли градусов я писал тут , а почему надо проверить один раз, что выставлен именно датум WGS 84 тут. Можете выбрать датум “User” и задать поправки для использования отечественных карт Генштаба сделанных под дутум СК-42, залитых в прибор.

Направление

    

По сути пункт меню для приборов со встроенным компасом.

  • Экран: Буквы направления/Градусы(цифры)/мили. Это выбор тех обозначений, которые вы будете видеть на картушке компаса в приборе. Буквы направления – это румбы направлений (С, Ю, ЮЗ,  СВ и т.д.). Градусы – азимуты – указания градусов цифрами направления на север. Мили – это, очередной кусок божественного перевода меню Гармина на русский. С милями – мерами длины ничего не имеет общего. Военные стран СНГ ддя определения расстояний в оптических прицелах используют угловую величину “тысячная” равную 16000 оборота, а в странах НАТО  16400 оборота (там она называется mil, сокращение от milliradian). Вот эти величины вы и можете отображать на компасе.
  • Северный полюс: истинный/магнитный/сетка/пользователь. Истинный – компас будет показывать на истинный географический полюс. Магнитный – на магнитный. (Про разницу между истинным и магнитным читайте у меня тут). Сетка – по смыслу названия компас будет указывать вдоль вертикальных линий карты. Не понятно вдоль каких в случае электронных карт. И зачем это надо в электронных картах вообще… Пользователь – при выборе этого пункта вы можете задать свое магнитное склонение.
  • Лини курса/стрелка: Стрелка(больш)/Стрелка(мал)/Курс (CDI). Когда вы выберите на карте некую точку для движения к ней, у вас на компасе появится стрелка, показывающая направление к объекту. В этом меню вы по сути выбираете вид этой стрелки. С маленькой и большой всё ясно, а стрелка “Курс (CDI)” – будет полезна при движении по азимуту (напрямую к цели). Она показывает отклонение от первоначального оптимального направления (CDI – course deviation indicator).
  • Компас: авто/откл. Авто – компас будет включаться, когда вы смотрите экран компаса или карты. Откл – компас включатся не будет, что в теории экономит батарейку. Правда я вообще не думаю о энергии с тех пор как на аккумуляторы перешел.
  • Калибровка компаса. Компас в электронном приборе нуждается периодически в калибровке. Выбрав этот пункт следуйте инструкции на экране о том как крутить навигатор вдоль и поперек магнитных линий этой планеты.

Альтиметр

   

  • Автокалибровка: вкл/откл. При включенной опции барометр будет калиброваться по высоте от данных спутников GPS.
  • Режим барометраПеременная высота/Постоянная высота. В режиме“Постоянная высота” считается, что любые изменения барометрического давления вызваны погодными условиями. Его следует выбирать когда вы путешествуете по морю или равнине – это позволит вам использовать показания барометра для предсказания погоды. Режим “Переменная высота” пригодится для путешествий в горах. Электронный мозг будет понимать, что давление могло изменится и из-за вашего изменения по высоте.
  • Тренд давленияСохранять, когда вкл./Всегда сохранятьСохранять, когда вкл. – график давления будет писаться только во время работы устройства. Всегда сохранять — график давления будет писаться даже в выключенном состоянии через каждые 15 минут.
  • Тип графика: Высота/время / Высота/расстояние / Барометрическое давление / Атмосферное давление. Выбираем тип графика для отображения на экране “Профиль высот”. Наиболее интересны графики Высота/расстояние – на нем будет отображаться график трека по высоте (с давлением ничего общего нет, но логика Гармина далеко не всегда очевидна), и Барометрическое давление – на нем вы сможете увидеть изменение атмосферного давления с учетом вашей высоты и, при наличии опыта, предсказать изменение погоды.
  • Калибровка альтиметра: тут можно откалибровать альтиметр зная точную высоту в этой точке (не от GPS) или давление (вдруг вы около метеостанции гуляете?).

Тайники

   

Геокешеры на столько сроднились с навигаторами Гармина, что фирма сделала специальное меню для поиска тайников. На сайте Геокешинга вы можете загрузить файлы тайников. Последние два пункта про Chirp – позволяют взаимодействовать с  этим беспроводным маячком для тайников.

Прокладка маршрута

   

  • Критерий расчета маршрута: Вне дорог/ Минимальное время/Минимальное расстояние/На выбор. Вне дорог – прокладка будет вестись по прямой, как если бы вы были вертолетом – пригодится в лесу или на море.  Минимальное время – поведет вас минимальным временем (возможно по лучшим дорогам). Минимальное расстояние – поведет вас кратчайшим путем. Установка “На выбор” – приведет к тому, что навигатор будет спрашивать критерии расчета маршрута у вас каждый раз при навигации к новой точке.
  • Расчет маршрута для: Авто/мото / Пешеход / Велосипед. Разница между велосипедом и пешеходом в том,что некоторые дороги могут быть помечены как запрещенные для проезда велосипедистам.
  • Привязка к дороге: нет/да. Если выбрано “да”, то  ваше местоположение будет отображаться на дороге, даже если она нарисована не верно или спутники говорят, что вы рядом с дорогой.
  • Переходы вне дорог: Вручную/ Авто/расстояние. Настраиваете как системе прокладывать маршрут, если надо соединить две несвязанные дороги.
  • Настройка объездов: Настройка для автомобилистов. Чего избегать при прокладке маршрута? (развороты, платные дороги, шоссе, дороги без покрытия, полосы для карпула)

Морская

    

Набор настроек для морских путешествий.

  • Режим морской карты. откл/морской/рыболовство. Морская карты – традиционая морская. А в Рыболовном режиме больше отдано внимания глубинам (если информация о них заложена информация о них).
  • Внешний вид – настройка отображения различных объектов морской карты.
  • Морские сигналы тревоги – тут можете настроить сигналы тревоги при отклонении от курса и сигналы дрейфа якоря.

Датчик ANT

   

Меню для настройки различных приборов-датчиков, подсоединяющихся к Garmin по беспроводному каналу.

Профили

   

Чтобы каждый раз не переключать весь набор настроек под определенные задачи, в Гармине есть настраиваемые профили. Только мой прибор, если я начинаю перенастраивать эти профили, начинает жутко долго загружаться…

О программе

Куча бесполезной информации.

Посмотрите другие статьи по теме в этом разделе: /category/maps_and_navigation/

Про хорошие карты, которые удобно установить на навигатор Garmin  тут.

Собственно всё! Вступайте в мою группу в ВК, где будут новости о новых статьях на сайте и приглашения в походы: https://vk.com/shuriktravel