Как организовать поход

Эта статья — в помощь руководителям-новичкам. Она для тех, кто не хочет ходить в клубы спортивного туризма и идти в коммерческий поход, а хочет сделать всё сам или своей компанией.

В этом тексте я делюсь опытом организатора и руководителя походов, вкратце описываю свою работу в удобной и понятной форме. Этот текст не заменит вам опыта участия в походах и не сделает вас сразу гуру-руководителем, но поможет представлять алгоритм действий, даст понять, каких знаний и умений вам не хватает.

Содержание:

Введение

Для организации похода вам нужны три группы навыков:

  • Технические навыки — вся совокупность туристических навыков, которая пригодится в задуманном походе: планирование маршрута, навигации, выбор снаряжения для похода, составление продуктовой раскладки, прохождение участков со сложным рельефом, а также базовые навыки разжигания костра под дождём и так далее;
  • Организационные навыки: умение вовремя организовать себя, людей на кучу приготовительных работ;
  • Рекламные навыки — умение привлечь участников в свой поход. Если конечно собираетесь не в одиночку.

Самыми важными из перечисленных навыков являются организационные. Туристическим навыкам можно научиться, натренироваться, можно взять в поход людей, уже обладающих такими умениями, а теорию почерпнуть из интернета (да хоть из того же shuriktravel.ru!). Рекламные навыки  также прокачиваются, а на начальном этапе хватает простого сообщения в чате друзей: “Ребята, я тут такой классный поход спланировал…” А вот организованности вас никто не научит. Если вы витающий в облаках раздолбай и даже в повседневной жизни не способны делать всё вовремя и чётко, то и успешный поход собрать вам будет крайне сложно. Да и не только поход…

Перейдём к пошаговому плану организации похода.

1.Выбираем район похода и определяемся с уровнем сложности

Обычно начало любого мероприятия выглядит как одна из двух ситуаций:

  • Есть команда, и надо придумать маршрут в соответствии с желаниями и навыками потенциальных участников;
  • Задуман маршрут или, по крайней мере, район похода, и надо подобрать команду для его прохождения.

Выбирая район похода, не ограничивайтесь просмотром фоточек в ЖЖ путешественников и пабликах ВК. Место должно соответствовать следующим требованиям:

  • оно должно вам нравиться, иначе зачем нам всё это?;
  • нет явных мест, где вы можете сдохнуть с учётом ваших навыков и опыта. Если люди на фотках с касками и ледорубами, а вы не знаете как этим пользоваться, то в то место вам пока не нужно;
  • время планируемого похода совпадает с временем, описываемым в доступных вам источниках. Например одно и тоже место в апреле может быть лавионоопасным и сложным для передвижения, а в конце мая уже быть очень милым и не опасным.
  • место финансово и юридически доступно: планировать свой первый маршрут в дорогую Патагонию не стоит, а в заповедник  не пустят вообще;

Пример. Вы услышали что-то про Хибины. Увидели фотоотчет у вашего друга на стене в Vk.com. Вам понравились фотки, друг — новичок, и в сложный поход не пошёл бы, в его рассказе нет альпинистских кошек, верёвок на скалах и снега по пояс. Сайт РЖД говорит, что до начала маршрута билет стоит 3500 рублей, егерей-лесников, пограничников в рассказе не было. Кажется, нам подходит. Переходим к пункту два.

2. Составляем подробный план похода

Здесь мы уже подробно начинаем изучать район похода, вчитываясь в каждую деталь. Ищем все возможные источники о нашем районе и составляем маршрут. В ход идут уже не только фоточки в ЖЖ, а следующие три источника:

1. отчеты спортивных туристов:

2. карты с nakarte.me или SAS Planet (читаем статью о картах для подготовки к походу),

3. GPS треки с сайтов  wikiloc.com, gpslib.ru, hiking.waymarkedtrails.org, veloradar.ru и др.

Используйте все возможные источники, которые придут в голову. Чем они наглядней и новей, тем лучше. В идеале отловить руководителя недавнего похода по тому месту  (участники ничего не помнят и редко могут показать, где они шли) и допросить его с пристрастием (картой, компьютером и блокнотом в руках).

Каким может получится маршрут?

  • Линейный – классический поход, где мы берем рюкзаки и идем несколько дней из пункта А в Б. Здесь самые тяжелые рюкзаки, зато и больше возможностей побывать в диких местах.
  • Радиалки. Когда мы сидим на одном месте (в лагере, на турбазе) и ходим от неё в какие-то интересные  места и обратно. Радиалки могут быть не однодневные. Можно возвращаться не тем же путём, что шли туда. На всё ваша фантазия. Такой вариант проще по весу рюкзаков, а неподготовленных и больных участников можно оставить на базе. Но погружение в природу на мой взгляд не то.
  • Комбинированные варианты. Кольца и радиальные восхождения могут быть и прибавлены к линейному маршруту.

Вы должны явно представлять себе, что группа будет делать в каждый из дней пути: куда она пойдёт, что будет, если участок вдруг окажется непроходимым, где какие есть варианты стоянок. Надо продумать все возможные аварийные пути схода на случай ЧП, травмы или болезни участника. Предположите все возможные варианты пути и найдите по ним информацию. Лучше потратить лишние полчаса дома на тёплом диване на поиск и заливку в навигатор ещё одного трека, чем на ветру под дождём задаваться вопросом: “Где же тут спусковая тропа?”

Сколько километров можно пройти в день?  По ровной местности можно пройти нормально с большими рюкзаками 20 км в день. Т.е при желании можно и больше, но если вы так будете идти много дней подряд, то устанете, вырастет вероятность травм, потертых ног и тд. Если собираетесь в горы, обращайте внимание еще на количество метров набора и сброса высоты. Считайте 100 метров набора/спуска, как 1 км по горизонтали. Например при наборе высоты 500 метров не закладывайте более 15 км,  а при наборе 1000 метров — не более 10 км по горизонтали. Более 1000 – 1500 метров вверх за сутки не набирайте – высок риск развития горной болезни.

Учитывайте время прохождения локальных препятствий — перевалов, бродов. Оно сильно зависит от количества человек в группе и их подготовки. Естественно, руководитель похода должен прекрасно понимать тактику прохождения препятствия.

Заложите в график движения резерв по времени дни на случай непогоды или других непредвиденных обстоятельств. Запас по времени обеспечивается наличием в графике:

  • днёвок и полуднёвок – легких дней, когда вы отдыхаете и никуда не идёте. Помните, что в такие дни обычно скучно. А ещё есть хочется. То есть еду нести на эти дни надо, но вы стоите на месте — странно для похода, хочется же посмотреть побольше! Приходится думать, стоит ли оно того. Но постарайтесь закладывать примерно 1 днёвку на неделю пути.
  • наличием кусков маршрута, которые можно срезать. Например петель, радиальных выходов. Конечно жаль будет не сходить на какую гору, но опоздать на поезд еще печальней. Планируйте по максимуму, в расчете на идеальную погоду и состояние группы и придумывайте побольше вариантов сокращения маршрута. Чем ближе к концу маршрута будет продуман слив, тем он полезней.

По итогам проделанной работы вы получите:

  • маршрут с указанием ключевых точек, километража, набора и сброса высоты за день (проще делать в виде таблицы);
  • треки для GPS навигатора (как подготавливать треки для навигатора, читай тут) основных и резервных участков пути, аварийных выходов;
  • карта, готовая для закачки в навигатор (отсюда для Garmin или отсюда для Андроид приложения Locus Map);
  • карта для печати на бумаги с маршрутом на нём в качестве резерва и обзора района (простой инструмент печати карт на nakarte.me)

Читая подробные описания, мы уже понимаем, примерно какое снаряжение нам потребуется. Если люди пишут “нет дров” — нужны горелки, “спускались по крутому склону” — верёвки, “дуют сильные ветра и часты дожди” — хорошие палатки и т.д. То есть на этом этапе можно начать составлять список необходимого специального снаряжения (о нём речь пойдёт ниже) и прикидывать денежные расходы.

Возможен и такой вариант: узнав подробности, вы поймёте, что ошиблись в выборе места. Поход всё-таки проходил по погранзоне и нужны пропуска, от поезда люди ехали на заказанной машине за кучу денег. Да и ваш друг рассказывал о походе в июле, а вы собрались в мае, когда там снег, перевалы непроходимы и лавиноопасны. Тогда придётся возвращаться к пункту 1.

! Вы не сможете нормально спланировать многодневный маршрут, если сами не были в подобном походе участником. Если у вас не было опыта организации походов, ваше первое руководство должно быть руководством походом выходного дня.

Основные ошибки, которые в походе приводят к печальным последствиям, вплоть до ЧП, закладываются именно на этапе 2. Недооценка маршрута, переоценка собственных сил, ожидания типа: “там наверняка тропа будет” или “по Google-картам выйдем”, — в лучшем случае приводят к опозданию на поезд/самолет, а в худшем — к знакомству с местным подразделением МЧС.

3. Поиск попутчиков и разделение с ними обязанностей

Компания — это самая важная часть вашего похода. С хорошими людьми и двое суток под дождём просидеть не грустно, а опоздать на поезд — приключение. Хорошо, если у вас уже есть группа друзей, желающая пойти в поход. Если нет — в ход идут ваши рекламные навыки. Сделайте пост в ВК, Instagram или на тематическом форуме, напишите честно о том, как вы представляете себе планируемый поход: будет он жёсткой побегушкой или пройдёт на расслабоне, какими будут километраж, набор высоты в день, ожидаемые препятствия на пути, укажите даты мероприятия и ориентировочные денежные траты. Чем полнее вы опишите поход, тем больше шансов, что к вам присоединятся люди, которые хотят того же, чего и вы. Напишите свои ожидания от участников: должен ли у них быть какой-то опыт или достаточно участия и помощи в подготовке мероприятия.

Незнакомцев, которых вы нашли в группах ВК, форумах и прочем интернете, обязательно ведите в минипоходец на выходные в ближайший лес, или хотя бы в бар пивка попить, если на тренировочный поход времени нет.

Печально вдруг осознать, что ваш компаньон — мудак, и ещё печальнее — понять это на второй день похода в горах, когда назад его уже не отправишь. Так что свои социальные навыки по выявлению дебилов и мерзких людей проявляйте по максимуму в городе. 

Вписывая человека в команду, сразу собирайте у него личные данные (я обычно делаю Google-таблицу, куда все вбивают свои данные): ФИО, телефон контактный, телефон родственников (кому вы будете звонить, если друг попадет в больницу), дату рождения, серию и номер паспорта (для покупки билетов), адрес (зачем-то нужен МЧС и МКК).

На самом деле есть ещё такой вопрос: “А зачем все эти люди-то нужны?”

  • для безопасности (не шлялся бы герой фильма 127 часов в одиночку — не было бы фильма!);
  • для облегчения веса рюкзаков за счёт распределения группового снаряжения;
  • для уменьшения цены трансфера на начало маршрута;
  • для компании;
  • у участников похода может быть нужное всем снаряжение;
  • участники могут обладать нужными группе навыками.

Автор этой статьи придерживается установки: “Хочешь сделать хорошо — сделай сам”. Но далеко не все так: а) могут, б) хотят. А еще распределение обязанностей при подготовке похода взращивает командный дух и вовлеченность в действие каждого. У участников появляется ощущение, что дело общее, и в нём есть их вклад, а у руководителя — что не ему одному не похрену на успех мероприятия.  Поэтому в спортивных группах принято распределять должности в походе: едой занимается завпит, снарягой — завснар и так далее. Полезны будут такие люди, как финансист (посчитает, кто кому сколько должен денег за поход), фотограф (человек с годной камерой, опытом её использования и клятвенными обещаниями выложить фотки как только так сразу), медик (человек с медобразованием или соответствующим опытом, который не считает ампутацию в полевых условиях оптимальным решением проблемы порезанного пальца), реммастер (человек с прямыми руками, который всё починит).

4. Снаряжение

Время и деньги, потраченные в городе на подбор и приобретение снаряжения, смогут немного компенсировать вашу неопытность на маршруте.

Снаряжение можно условно разделить на личное и общественное. Личное каждый собирает сам, но неопытным участникам очень поможет список от руководителя. Общественное снаряжение вы сможете подобрать, когда хорошо знаете, что вам предстоит (см. пункты 1 и 2) и сколько у вас людей (пункт 3). Вес всего общественного снаряжения должен быть записан в табличку (Exсel — лучший друг организатора походов). Эти данные пригодятся, когда будете распределять снаряжение по участникам.

Про снаряжение для простого пешеходный похода я написал отдельную статью. Больше информации об общественном снаряжении можно найти в другой статье.

  • Для выбора палаток посмотрите вот эту схему. Вес палатки должен стремиться к 1 кг на человека. Цена палаток очень различается, но самые дешевые обычно недолговечны. Существует множество моделей палаток для разного использования. Что нужно именно вам — подскажет опыт. Подумайте, нужен ли вам тент. Хороший тент с карманом под центральную стойку стоит дорого, но если у вас большая компания, оно того стоит;
  • Советую продумать, как вы будете готовить еду. Идёте на дровах? Продумайте количество пил. Топор практически никогда не нужен, а весит много. Идёте в горы, не хотите тратить на готовку часы, собирая сырой валежник? Возьмите горелки и круглые котелки с радиатором;
  • Продумайте навигацию. У вас должно быть достаточное количество аккумуляторов для вашего навигатора Garmin или энергии в пауэрбанках для смартфона c навигационным приложением. Треки и карты к навигатору вы подготовили в п.2.  Не тешьте себя иллюзиями, что в своём первом походе вы начнёте ориентироваться по карте и компасу;
  • За пример аптечки можно взять мою. Подумайте, что вам может грозить, у кого какие аллергии и хронические заболевания. Медик похода должен собрать информацию и учесть её для составления аптечки;
  • Хорошая связь может стать крупным пунктом ваших расходов на снаряжение. Но оно того стоит — связь далеко от цивилизации позволяет решить кучу проблем. Проверьте сколько хочет денег ваш оператор за связь в роуминге. Спутниковый телефон и треккер постарайтесь взять в аренду (лучше сделать это заранее, в разгар сезона будет сложно). Радиостанции дешевы, их наличие очень облегчает жизнь.
  • Соберите ремнабор. Подумайте, что из снаряжения, сломавшись, поставит под вопрос дальнейшее путешествие или сильно его испортит. Обычно это ботинки, пряжки поясных ремней рюкзаков, дуги и тенты палаток.

Самый дешевый способ поиска снаряги — спросить у друзей. Сразу купить всю снарягу в поход очень дорого, дешевле поехать в Тайланд валяться на пляжах. Покупайте постепенно, высматривайте сезонные распродажи в магазинах. Сходите в Декатлон — там всё дешево, в магазине Территория (Сплав) (г.Москва, м. Автозаводская, улица Сайкина, 17) по кодовому слову “Шуриктревел” вам сделают скидку 10%, в магазине Cпортмарафон напротив через дорогу по номеру карты 039016 вам сделают скидку 20%.

5. Еда

Ноутбук с табличкой, электронные весы, скотч, пакетики, маркеры — джентельменский набор упаковщика еды.

Поход — это когда берут много еды, несут её далеко-далеко и там съедают. Тема сложная, по ней отдельная статья.

  • собираем информацию о том, кто что категорически не ест, у кого на что аллергии;
  • завпит получает подробную информацию у руководителя о маршруте, чтобы знать, в какие дни можно сделать горячий обед, когда день тяжелый и надо плотнее позавтракать, например, а может, группа где-то оставляет заброску еды или проходит мимо магазина;
  • завпит открывает Excel и считает.

В интернете есть куча готовых раскладок, табличек, списков и прочего, что вы можете взять за основу. Всё гуглится по запросу:  “продовольственная раскладка”. Выбирайте любую или делайте свою — как вам удобней. Или возьмите мою.

В итоге у вас должно получится два списка:

  • расписание — что едим и в какой день;
  • список того, что надо суммарно купить сейчас в магазине;

и две цифры:

  • … грамм еды в день на человека — показывает, от чего вы умрете: с голоду или от тяжелых рюкзаков (менее 500 гр — голодно, более 650 — тяжело);
  • всего еды в граммах — пригодится для дальнейших расчетов, кому сколько килограмм положить в рюкзак.

В эти граммы надо еще посчитать вес несъедобного расходника — топлива для горелок.

Как вы будете организовывать закупки — неважно. Завпит может поручить конкретно каждому купить определённый продукт, а может вы всей командой собираетесь и идёте в магазин. Может каждый дома пакует то, что ему сказал завпит, а может вы это делаете опять таки всей командой. Вариантов масса, важен результат.

Нужно отвесить крупы и всякие прочие сложноделимые продукты по граммам (без электронных весов не обойтись) в пакетики и замотать крепко скотчем или стрейчплёнкой, можно рассыпать по бутылкам. Помните, что всё что может просыпаться — просыпется, что может намокнуть — намокнет, так что мотайте надежней. Не забудьте подписать упаковку.

Два ужина в кадре. Дежурному остаётся только разрезать упаковку и вывалить содержимое в котелок.

Скорее всего в магазин придется бегать дополнительно. Чем больше людей пакует еду, тем быстрее вы справитесь с задачей. Возможно, даже за вечер уложитесь. Не стоит начинать паковать еду слишком рано — велик шанс, что прямо перед походом кто-то из участников отвалится или присоединится, и придётся всё переделывать.

6. Развесовка по людям

Создаёте еще одну вкладку в Excel, где считаете, кто, что и сколько понесет. Знание формул Excel/Google-таблиц очень пригодится. У вас есть данные о том, сколько весит каждый элемент группового снаряжения и сколько весит вся еда группы, известно количество участников и их пол. Вам надо распределить всё так, чтобы:

  • всем было поровну;
  • мальчикам — больше, девочкам — меньше;
  • еда съедалась у всех равномерно;
  • еда съедалась в первую очередь у тех, кто несет групповое снаряжение (палатки, например, только тяжелеют, когда мокрые);
  • завпит знал у кого какой приём пищи лежит;
  • учитывалось, что топливо для горелок вы закупите только по прилёту на место.

Добро пожаловать в неидеальный мир!

Я раскладываю общак по пакетикам и подписываю их именами людей, которым они предназначены. Пакеты я привожу к вокзалу/аэропорту, где раздаю их. Вы можете собраться всей командой, закупить, запаковать еду и тут же раздать каждому его долю, чтобы все могли уложить рюкзаки дома (вот приключения начнутся, если кто-то опоздает на самолёт:)).

7. Трансфер (заброска)

Редко когда маршрут начинается прямо от станции поезда. Часто до начала активной части похода надо еще доехать на каком-то местном транспорте. Эту процедуру называют трансфером или заброской.

Примерно про заброску вы поняли на этапе 2 (составление подробного плана похода).  А после того, как определились с точным количеством участников, надо начинать искать конкретную машину. Интернет, поисковики, Авито, группы во ВКонтакте — водитель не спрячется (это может быть и не водитель, а пилот или капитан). Вроде всё просто, главное, чтобы вас не кинули.

Заброска — часто основной расходный момент мероприятия. Туристический сезон в РФ короткий, и водители часто хотят успеть заработать на туристах. Так что готовьте наличные. Если у вас маленькая группа, заброска на вездеходной машине типо Камаза/Газ-66, особенно где-то на Камчатке, выйдет в копеечку.

Некоторые туристы могут различать понятия трансфер и заброска. Трансфер — это именно перевозка людей от вокзала, а заброска — организация хранения запасов еды и расходников на середине маршрута с целью облегчения веса рюкзаков. Хороший водитель сможет помочь и с этим.

8. Бюрократия (билеты, погранпропуска, пропуска в нацпарки, МЧС, МКК)

Билеты: Когда определились с составом группы, покупаете билеты. Пока они есть и дешёвые. Будете долго искать напарников — поедете в разных концах поезда или на разных поездах. Тоже самое произойдёт, если покупать не централизовано, а каждый сам себе. В команде можно назначить человека, который соберет со всех паспортные данные и купит на всех билеты рядом.

Погранпропуска: Раньше было диким гемороем, а теперь всё элементарно делается через сайт госуслуг. Подробнее о пропусках в погранзону тут написал.

Пропуска в нацпарки/заповедники: К сожалению, единого центра и порядка их выдачи нет. В каждом регионе и каждом учреждении всё по своему. Но прогресс не стоит на месте: у каждого нацпарка уже есть свой сайт, электронной почтой почти все научились пользоваться.

МЧС: Хочет, чтобы вы предварительно зарегистрировались у них на сайте минимум за 10 дней. Там надо заполнить всю ту инфу, что вы собирали о участниках, датах похода, маршруте, снаряжении (если сделали Google-табличку, то все просто — копируй и вставляй). При выходе на маршрут нужно позвонить дежурному местного МЧС и подтвердить, что группа такого-то (Фамилия) вышла на маршрут. Когда закончите маршрут, надо опять позвонить туда. А то позвонят маме (контакты родственников неспроста брали!) и испугают её вопросами про вас. Если вы даже маме не говорили, что поход окончен, то наверное с вами что-то случилось, решит МЧС, и начнёт вас искать. (Если с вами случилось ЧП на третий день пути, а выход запланирован через неделю, то придется потерпеть дней 5 — ничего, бюрократическая машина работает медленно, но верно).

Т.е. смысл предварительной регистрации, как и регистрации в этом органе мне никто объяснить не может, но все почему-то делают. А вот телефон местного отделения МЧС с собой иметь надо (звонить 112 и объяснять там, на каком вы перевале и в какой части РФ — дохлый номер).

МКК: Опциональное действие для желающих получить справку за прохождение категорийного маршрута. Собственно, в упомянутой статье всё расписано. Если вы спланировали поход нормально, то заполнение маршрутной книжки превратиться в простое Ctrl+C, Ctrl+V.

Если это ваш первый поход, возможно стоит сходить в МКК просто за консультацией — они уберегут от явного суицида, и могут подсказать, например, где лучше сделать днёвку и собрать грибов.

Страховка: Страховой полис с прописанной эвакуацией вертолётом, транспортировкой не только в ближайшую больницу, но и больницу в родном городе и лечением стоит дочерта, в РФ практически не встречается и работает через раз. Гуглите форумы, чтобы выбрать актуальное на настоящий момент в той местности, куда вы собираетесь. Да и, возможно, нафиг оно вам не надо.

9.Бюджет

Даже если вы делаете некоммерческое мероприятие, придется прикинуть на этапе планирования, сколько будет стоить такой “отдых”. Опыт, выяснение всех вопросов заранее, позволят избежать неожиданностей. Самые расходные пункты в походах — это билеты на поезд/самолёт, снаряжение и трансфер.

Отдельные сложности в подсчётах, кто, кому и сколько должен, возникнут, когда разные люди заплатят за разные вещи уже в самом походе. Рекомендую сделать некий банк-общак, который равномерно пополняется, тратится на общественные нужды, а остаток потом также делится поровну. Также поможет приложение Splitwise.

Пока на этом всё. Впереди вас ждет сам поход, а это уже совсем другая песня.


Эта статья не охватывает всех аспектов планирования маршрута и похода. Она не решает вопросов, возникающих на самом маршруте. Если вы никогда не делали походов, начинайте с малого — с выходов в леса вокруг вашего города. Читайте материалы в интернете, сканы старых советских книг, сходите участником с другими группами, съездите на альпсборы, общайтесь с другими туристами, анализируйте, критически подходите к полученной информации, и у вас всё получится.