Горелки в Туризме

ЭТА СТАТЬЯ НАПИСАНА ДО 2016 ГОДА. И морально устарела. Я её оставил для истории. Советую читать обновленную статью.

Горелки в туризме – весьма полезная вещь. Они незаменимы для альпинистов, спелеологов и других людей, путешествующих по местам, где отсутствуют дрова. А всем остальным туристам они просто сильно упрощают жизнь. Ведь как приятно разогреть себе чайку, не вылезая из палатки, когда снаружи идет дождь. Или когда Вы протопали целый день с тяжелыми рюкзаками и мечтаете о чем угодно, кроме поиска и пилки/рубки дров. А может быть  Вы без разрешения бродите по заповеднику,  где зоркий лесник только и делает, что выглядывает дымок от костра. Во всех этих случаях Вас выручит горелка! Какая именно? Надеюсь, прочитав эту статью, Вы определитесь с выбором.

Итак. Какие же они бывают?
Практически всем известны газовые горелки, но почему-то часто забывают о существовании бензиновых и мультитопливных, работающих как на бензине, так и на газу, аппаратов.

Существуют еще горелки на спирту. Я их не буду рассматривать подробно. Они очень маломощные. На них можно вскипятить только небольшую кружку. Времени это займет много. Низкая температура окружающей среды вообще превратить кипячение в вечность. Спирт сложно достать. Спиртовки также опасны. Разлившийся из спиртовки спирт сложно потушить, а ожоги от него заживают долго.

Горелки на сухом горючем (сухом спирте) также маломощны и подойдут только для индивидуальной готовки.

Начнем все-таки с газовых горелок.

Газовые горелки

Нет, все-таки не с газовых горелок начнем, а с баллонов, которые могут использоваться с этими горелками.

Баллон с цанговым соединением (“дихлофосный”) Баллон с резьбовым соединением Баллон с соединением Easy Clic фирмы Campingaz Баллон прокалываемый фирмы Campingaz


Основные виды: Цанговые и резьбовые. Цанговые дешевле: цанговый  баллон с 220г газа обойдется вам в среднем за 75 руб., а такой же по размеру резьбовой баллон будет стоить около 140 рублей (обновление: 220 руб в 2016 году). Зато резьбовые баллоны надежней и выпускаются разных размеров. Также на цанговых баллонах готовка ощутимо медленней. Есть переходники с цангового баллона на резьбовой стандарт и наоборот, я покажу их ниже.
Есть еще баллоны фирмы Campingaz. Они не очень сильно распространены в России и горелок под них выпускается немного. Не советую ориентироваться на них.  А«прокалываемые» – их нельзя отсоединить до полного израсходования баллона. Также баллоны Campingaz и “прокалываемые” ставятся каждый только на свой особый тип горелок. Никаких переходников нет.

Запомните: БАЛЛОНЫ НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ ПЕРЕЗАПРАВКИ! Использование перезаправленных баллонов может окончиться трагически! Покупайте новые баллоны!

Теперь перейдем собственно к горелкам. Они классифицируются собственно по тем типам баллонов, которые к ним можно подсоединить.

Горелка под баллоны с резьбой

 

Легкая, компактная, сейчас еще и очень дешевая горелка. Подойдет идеально для небольших групп, приготовления чая на маленьких привалах. Надежная, ломаться собственно нечему. Обычно мощнее горелок со шлангом.

Из минусов можно отметить невысокую остойчивость. Большой котелок на такую горелку ставить будет опасно. Да и баллоны такая горелка использует только дорогие. Конечно, можно купить вот такой переходник на цанговые баллоны:

Но стоимость, вес и размер такого переходника часто превышают или равны стоимости, весу или размеру самой горелки, поэтому переходник не пользуется популярностью.

Вы наверняка слышали о горелке фирмы Jetboil (Джетбоил). По сути – это та же горелка под резьбовой баллон, но с радиатором, прикрепленном к кружке, которая идет в комплекте.

Благодаря радиатору вода вскипает значительно быстрее, тем самым экономится время и топливо. При переноске в кружку вмещается сама горелка и 230 граммовый баллон. Минус системы в том, что если использовать другую посуду, то все плюсы исчезнут). Хотя нет, не все: Jetboil можно подвешивать с помощью специальной системы к потолку палатки, к дереву или альпинисткой обвязке при вертикальном восхождении. А в каюте яхты, раскачивающейся на волнах, Jetboil позволит вскипятить кружку чая замерзающей вахте. Как это иногда бывает, название фирмы стало словом нарицательным. Продукция и других фирм, скопировавших идею, часто в народе тоже называется “Джетбоил”. Вы можете услышать: “Ковеевский Джетбоил”.  Сейчас уже появились модели Jetboil  с шлангом, позволяющие готовить в больших кастрюлях.

Если выкупите кастрюлю от такой системы отдельно и поставить на любую другую горелку, то эффект будет тот же самый, что у оригинальной системы.

Да и к слову конструкция Джетбоила не самая экономичная и быстрокипятящая. Фирма MSR в соей горелке Reactor сделала еще более удачную систему горелка-кастрюля.

Посмотрим все-таки, в чем же вообще соль шланговых горелок.

Горелки со шлангом:

Они тяжелее и более объёмные, чем предыдущий тип горелок.Основной плюс такой горелки – на нее можно ставить большую посуду. А еще у нее есть шланг – он позволяет пододвинуть баллон с газом ближе к теплу и тем самым увеличить мощность горелки (на холоде газ сжижается и не так охотно выходит из баллона как в тепле). По умолчанию к такой горелке прикручивается только резьбовой баллон, но к ней можно купить переходник на цанговый баллон уже не за 1100 рублей, как в предыдущем случае, а всего за 200, вот такой
Размером он со спичечный коробок, стоит около 200 рублей (в 5-6 раз дешевле переходника для резьбовых горелок). Если вы  планируете использовать цанговые баллоны, то такой переходник окупится за поход. Важный момент: сначала прикрутите переходник к горелке, а потом вставляйте в него цанговый (дихлофосный) баллон. Если сделать наоборот, то газ просто начнет выходить из баллона до того как вы его прикрутите к горелке. Это делает горелки со шлангом самыми универсальными из всех газовых горелок.

Горелки только под цанговые баллоны:

Куда же всё-таки можно воткнуть цанговый баллон без переходника? А вот в такие горелки. Они используют только один тип баллонов и никакие переходники уже не спасут, поэтому встречаются все реже. Мощность у них низкая.О чем следует еще помнить при выборе горелки?-Немаловажен такой параметр как мощность. Обычно он измеряется в Киловаттах. Мощность в 3КВт характерна большинству резьбовых горелок, у шланговых она обычно ненамного меньше.-Наличие пьезоподжига значительно упрощает пользование горелкой. Но следует помнить, что он часто ломается, а на большой высоте не работает. Поэтому вместе с горелкой надо обязательно носить спички или зажигалку, беспроигрышным вариантом будет огниво.-Как я уже сказал выше, на холоде газ горит плохо. Чтобы не обморозить окончательно себе руки, согревая баллон, чтобы хоть как-то горело, надо позаботиться о «зимнем» газе. Повышенная морозоустойчивость его определяется другим соотношением бутана и пропана в смеси. Баллоны с таким газом специально маркированы и стоят дороже, не ошибетесь. А еще они бывают только резьбовые! Либо цанговые баллоны с зимним газом тщательно прячутся от автора статьи на протяжении лет…Окончательно решить проблему с использованием горелки в холодных условиях поможет бензиновая горелка.

Бензиновые горелки

«Сижу, никому не мешаю, починяю примус»,  – говаривал Кот Бегемот из небезызвестного романа. Ранее примус был на кухне в каждом доме, а позднее остался лишь у туристов. Если Вы пообщаетесь со старыми альпинистами, то они обязательно расскажут не одну историю про советский примус «Шмель» – это была очень опасная, часто взрывающаяся горелка. Сейчас все поменялось, появилось много разных надежных зарубежных моделей. Вообще-то «Primus» – название фирмы, которое перекочевало в русском языке на все бензиновые горелки.

Выглядит бензиновая горелка по-разному.

Или напоминающая как раз тот советский «Шмель»

 

Сделана она, правда, в США…

Или оборудованная шлангом

 

Шланг соединяет специальную канистру с бензином с самой горелкой. На мой взгляд, такая система безопасней.

А бывают еще вот такие мультитопливные горелки:

 

К ним можно присоединить, как и канистру с бензином, так и газовый баллон (любой, при наличии переходника за 200 рублей), и оно от всего будет работать!

Тут то – мы и подходим к главному вопросу. А в чем разница между бензином и газом?

1. Ну, во-первых, цена. Бензиновые и мультитопливные горелки значительно дороже газовых. Но использовать дешевле бензин. Например, за 65 рублей Вы купите один цанговый баллон (самый дешевый), которого хватит для группы для четырех человек на один день. А бензина на эти деньги вы купите два литра, и на эти деньги тоже количество человек сможет жить 6 дней. (Данные о расходе бензина и газа я приведу ниже). UPD: Как приобрести дешевую мультитопливную горелку я написал отдельную статью.

2. Доступность. Предположим, стоимость топлива не волнует Вас, но было бы где его купить! Газ, как и бензин, запрещено возить в самолетах и поездах. В поездах правда всё-равно все возят и то и то. Но если приходится лететь самолетом, то топливо придется покупать на месте. Оказавшись в какой-нибудь дыре, которых слава богу на этой планете еще предостаточно, Вы можете не найти газа в продаже. А может и найдете, но не в таких баллонах, которые Вам нужны, просто по закону подлости.

А бензин есть почти везде. Его можно купить на заправке, попросить у водителей, только тару найди! А если еще вспомнить, что можно и керосин залить и спирт (рекомендуется только в крайних случаях, так как он разрушает резиновые прокладки), то вообще хорошо становится. Ваш покорный слуга разводил горелку на жидкости для розжига костров, работало!

Да, иногда в инструкции к горелке можно найти, что она работает на только на « White Gas». Это такой специальный, хорошо очищенный бензин, который продается у нас в хозяйственных магазинах в отделах лаков и красок под названием «Калоша» или “Нефрас”. Он действительно оставляет меньше копоти, но совершенно не значит, что на другом бензине горелка не будет работать. К слову и строительный магазин с отделом лако-красочных товаров в городе Н скорее найдется, чем туристический магазин с нужным типом баллонов.

3. Вес. Вот тут очень сложный вопрос. Все зависит от того на сколько вы идете дней и сколько вас. Газовые горелки, особенно резьбовые, легче, чем бензиновые и мультитопливные, но надо помнить, что, используя газ, вы несете в рюкзаке не только само топливо, но и сам баллон, который металлический, т.е. тяжелый. А если поход длинный и взять надо много баллонов? Надеюсь, у Вас не поднимется рука оставлять использованные баллоны на природе, и Вы донесете их до мусорки! С бензином все проще – налил его в бутылку пластиковую и отливаешь оттуда по мере необходимости. Сама по себе бутылка легкая, ее можно и поносить, а можно и сжечь пустую. Но если поход одиночный или вас двое-трое участвующих в походе выходного дня, то легче будет взять маленькую горелку и один баллон к ней.

Такая вот табличка и калькулятор поможет Вам понять, с чем будет идти легче:

Тип баллона и количество  газа в нем

Вес полного баллона брутто

% газа в баллоне от общей массы.

баллон цанговый 220г

316

69,6 % газа

баллон резьбовой 230г

363

63,3 % газа

Баллон резьбовой 450 гр.

         665

67,6 % газа

А пластиковая бутылка 1.5 литра весит примерно 42 грамма.

3. Работа при низких температурах. Если на улице -30 и у Вас обычный газ – о горелке даже забудьте думать. Можно поносить баллон под курткой, а потом попытаться его запустить… ну, вообщем, удачи. Даже зимний газ очень слабо горит на морозе. А бензину пофигу, хоть -40.

4. Удобство в использовании. Вот тут однозначно выигрывает газ. Многие пользовались газовой плитой – тут-то же самое. Повернул вентиль, нажал кнопочку пьезоподжига или чиркнул спичкой, все! Отрегулировал пламя как хочешь и наслаждайся готовкой.

При готовке на бензине все по другому. Сначала вы присоединяете бачок с бензином к горелке (Вы уже наливали бензин в этот бачок из бутылки, залив и провоняв им всю палатку и пару спальников соседей), потом качаете специальный насосик, чтобы создать в нем давление. Открываете винтель, пускаете немного бензина в горелку, закрываете, чиркаете спичкой. Ваши неподготовленные товарищи разбегаются в стороны, думая, что сейчас горелка взорвется. Во время прогрева горелка воняет гарью и коптит посуду, которую кто-то уже на нее поставил… И, вот только когда она прогрелась, вы запускаете ее в рабочий режим, и горелка начинает работать как газовая, не коптя и ровно… до тех пор, пока не понадобилось поставить её на самый маленький огонь, на котором она фыркает и работает нестабильно. Затушили горелку, поели, попили. Думаете, все мучения закончились? Ха-ха) Вы же готовите на бензине, разбавленным, по-видимому, ослиной мочой, так как купили его Вы где-то в предгорьях Памира, так как больше негде было? Значит, пора чистить горелку. Берем в руки ремнабор (в комплекте идет базовый, но у примусологов со стажем он расширяется) и вперед – мазаться сажей и бензином! Зато, какой процесс! Быстро научитесь, не переживайте!

Вот видео на моем канале, о том, как пользоваться такой горелкой.

А вот о том, как чистить такую горелку:

5. Обещанная информация по потреблению газа и бензина. Практика показала, что газ удобнее считать в граммах, а бензин в миллилитрах. Учтите, что это лишь примерные цифры. Очень многое зависит от конкретного типа горелки, наличия или отсутствия ветрозащиты, крышки, формы и материала самой посуды, температуры окружающей среды и давления.

Газ при готовке из воды: 50 гр. на человека в день;

Газ при готовке из снега или на 3 готовки в день 85гр. на человека в день;

Бензин при готовке из воды: 70 мл. (50 гр.) на человека в день;

Бензин при готовке из снега 150 мл. на человека в день.

Всем спасибо!

Чтобы прочитать о посуде, которую можно с этими горелками использовать, жми сюда

Чтобы прочитать сравнение двух популярных  мультитопливных  горелок Kovea Booster и MSR Whisperlight жми сюда

UPD: Статью о тестировании горелок и способов кипячения можно прочитать здесь.

Мои походы и путешествия, к которым можно присоединитьс/туристическая-посуда/я и затестить свои горелки:) смотрите тут: https://vk.com/shuriktravel

Использованы картинки с сайтов http://www.splav.ru и http://alpindustria.ru